Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О страховых пенсиях в РФ 2021 года 400- ФЗ редакция 2021)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;
4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;
5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;
6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;
7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;
8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» (400-ФЗ) 2021, 2020
1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».
4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Закон под номером 400 федерального значения имеет свою четкую структуру. Он разделен на семь глав, которые имеют тридцать шесть статей.
В первой главе прописаны общие положения, касающиеся пенсий на основе страхования. Она, в свою очередь, состоит из семи статей:
- № 1 – целеполагание и предмет данного закона;
- № 2 – правовое регулирование;
- № 3 – понятия, употребляемые в этом документе;
- № 4 – уточнения, кто имеет право на получение пенсий на основе страхования;
- № 5 – оговариваются права россиян на выбор вида пенсии;
- № 6 – о видах страховых пенсионных выплат;
- № 7 – финансовое обеспечение.
Во второй главе прописываются все условия, по которым проводятся назначения пенсионных выплат по предварительному страхованию. Соответственно, на это отводится три последующих статьи:
- № 8 – для стариков;
- № 9 – для инвалидов;
- № 10 – для иждивенцев, потерявших кормильца.
Что такое обязательное страхование пенсионеров
Третья глава дает пояснения о стаже страхования в соответствии с законом 400-ФЗ. Следующие четыре статьи:
- № 11 – о периодах трудовой деятельности, что могут быть включены в стаж по страхованию;
- № 12 – о других календарных периодах, которые также засчитываются в пенсиях;
- № 13 – о правилах исчисления стажей по страхованию;
- № 14 – о правилах, согласно которым нужно подсчитывать и подтверждать подобные стажи.
В четвертой главе установлены возможные величины страховых пенсий и фиксированная денежная доплата к ним – статьи с 15 по 20. Пятая глава предусматривает не только установление пенсий по страхованию и фиксированной выплате к ним, но и их выплату и доставку:
- порядок установления – № 21;
- сроки – №№ 22, 23, 26;
- приостановление и возобновление – №№ 24-25;
- условия выплат – №№ 26.1, 27;
- ответственность – № 28;
- удержания – №29.
О сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение россиян-пенсионеров по возрасту говорится в шестой главе – статьи №№ 30-34. Седьмая глава является заключительной и состоит из двух статей:
- № 35 – о переходных положениях;
- № 36 – о вступлении в силу данного закона.
Помимо перечисленных статей, закон № 400 федерального значения содержит четыре Приложения. В этих Приложениях рассматриваются особенности применения индивидуального коэффициента пенсионера: его значение по максимуму, коэффициент повышения и т. д.
Согласно статье 36, размещенной в седьмой главе данного Федерального закона, он вступил в действие в два этапа:
- в прошедшем 2015 году (с начала года);
- в текущем 2018 году (с 1 января).
Такое распределение связано с тем, что две части – четырнадцатая и пятнадцатая – из статьи № 17 начали свое действие не в 2015 году, а с начала 2018 года. Рассмотрим более подробно, о чем говорится в этой статье.
Как уже говорилось, закон № 400 «О страховых пенсиях» содержит целую главу, в которой размещены информационные данные о фиксированной выплате, добавляемой к страховым пенсиям. Это глава седьмая – о размерах пенсионных выплат по страхованию. Так, в статье № 17 говорится о повышении фиксированной, установленной на федеральном уровне, выплате, которую положено добавлять к страховой пенсии. Действие частей четырнадцать и пятнадцать вступило в силу с начала текущего 2018 года. О чем же идет речь в этих частях седьмой главы? Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Часть 14 уточняет условия увеличения фиксированных доплат к двум видам страховых пенсий:
- по возрасту;
- по инвалидности.
Оговаривается величина такого повышения – 25% той суммы, что уже установлена в виде фиксированной выплаты. Это касается россиян, что проработали в области сельского хозяйства более тридцати лет (по календарю).
В части 15 также идет речь о той же категории россиян-пенсионеров, то есть тех, что заработали пенсию, проживая в сельской местности. Но здесь оговаривается противоположное предыдущей части: если такой россиянин выехал из села и прекратил там свою трудовую деятельность, ему поднятие фиксированной выплаты не положено.
Федеральный Закон №400 о страховых пенсиях
- Пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих
- Как начисляются прибавки к пенсии работающим пенсионерам
- Пенсионная реформа в 2016 году
- Оформление пенсии
- Пенсионный возраст
- Прибавки и доплаты
- Ещё
- НПФ
- Военные
- Минимальная пенсия
- Пенсионная реформа
- Пенсионный калькулятор
- Перерасчет пенсии
- По инвалидности
- По потере кормильца
- Повышение и индексации
- Полезное
- СНИЛС
- Социальные
- Трудовой стаж
- Трудовые
- Новости
Федеральный закон № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 30 ноября 2001 года и утверждён Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Президент подписал закон 17 декабря 2001 года, после чего он вступил в силу.
173-ФЗ регулирует порядок назначения пенсии гражданам Российской Федерации, а также определяет права на её получение. В соответствии с государственным пенсионным обеспечением, выплата пенсий из федерального бюджета дополнительно регламентируется Федеральными законами № 166-ФЗ и № 4468-1.
ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по причине потери кормильца.
Фз о занятости населения в РФ смотрите здесь:
Трудовая пенсия по старости подразделяется в свою очередь на:
Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.
Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.
Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.
Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2021 года станут индексироваться по новым ставкам.
Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях
Закон РФ (статья 7) определяет — пенсия по старости мужчинам от 60 лет и женщинам от 55, имеющим стаж минимум 5 лет. Так как Конституция РФ гарантирует минимальное обеспечение всем гражданам, то даже если условие стажа не выполнено, то будет распространяться норма о социальной пенсии.
Закон РФ 173 (пункт и подпункт ст. 14) четко определяют порядок, как именно рассчитывается трудовая пенсия.
Страховая часть (как определяет законодательство) ровняется: накопленный капитал на момент расчета деленный на количество месяцев (чаще всего это 228) плюс дополнение страховой выплаты (В РФ определяют эту сумму индивидуально, но она не менее 2562 руб.).
Далее каждый подпункт и пункт данной статьи определяют какие будут изменения данной базы и как от этого меняется страховая часть.
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.
Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу.
Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.
В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.
На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.
Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2021 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.
Последние правки в федеральный закон о страховых пенсиях в РФ были внесены 6 марта 2019 года. В частности, была дополнена статья 12 ФЗ № 400 упоминанием о том, что весь период работы судьи также будет засчитываться в страховой стаж.
Таблица «Изменения закона»
Дата | Измененная статья | Суть |
27.12.2018 | 2, 12, 13, 16 | Норма дополнена упоминанием, что закон распространяется также на деятельность войск национальной гвардии. |
03.10.2018 | 8, 10, 30, 32 | Поскольку в действие вступила новая пенсионная реформа, увеличивающая возраст выхода на заслуженный отдых, эти изменения были отображены в действующем законе. |
9 | Упоминание, что инвалидность человека должна подтверждаться документально. В статье указано, какие документы и отчеты могут служить надлежащим доказательством. | |
21 | Подтверждение банкротства предприятия и влияние такого решения на исчисление пенсионного страхового стажа. | |
01.07.2017 | 16 | Изменение суммы выплат инвалидам 3 группы с 3935 до 4982 рублей в месяц. Дополнительно обозначен период времени, с которого будут начисляться пенсионные выплаты инвалидам, прекратившим официальную деятельность – с 1 числа следующего месяца после прекращения работы. |
Что касается других изменений, вносимых в действующий закон, то они были несущественными и касались коррекции формулировок, а также номеров законов, в соответствии с которыми действуют те или иные нормы.
Согласно закону работодатель делает ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд за каждого своего официального работника. Сумма зависит от должностного оклада трудящегося и аккумулируется на его накопительном счете. Поэтому все граждане, работающие на основании контракта или гражданского договора, претендуют на получение страховой пенсии.
Иностранные подданные и лица без гражданства получают страховые выплаты на общих основаниях, если они постоянно проживают и работают в России. Дополнительно во внимание принимаются положения международных соглашений.
В этом разделе ФЗ произошли изменения, связанные с параллельным осуществлением пенсионной реформы в Российской Федерации.
Претендовать на ежемесячное пособие могут лица, которые достигли пенсионного возраста (65 – мужчины, 60 – женщины). Дополнительно предстоит подтвердить наличие 15 лет страхового стажа. Размер индивидуального пенсионного коэффициента не может быть меньше 30 единиц.
Мужчина может выйти на пенсию в 63 года, если накопил 42 года страхового стажа, а женщина в 58 при накоплении 37 лет.
Федеральный закон также предусматривает, какие периоды работы будут засчитываться в страховой стаж. Гражданину самостоятельно подсчеты вести не нужно. Отчеты формируются автоматически в Пенсионном фонде России, который далее занимается выплатой пенсий. При выявлении несоответствий человек может обратиться в ПФР с заявлением на перерасчет пособий.
Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.
Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях» (далее ФЗ-400) вступил в силу в январе 2015 года.
Основная причина введения нового законопроекта – это наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат.
Цель пенсионного законопроекта – увеличение размера отчислений к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.
Выделим основные нововведения закона:
- Размер пенсионных отчислений зависит от набранных ПК (пенсионных коэффициентов) за весь период трудовой активности, а также от стоимости ПК на момент оформления пенсии.
- Размер пенсии зависит от окладной части за весь период работы.
- Граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, могут получать дополнительный ПК.
- К страховым выплатам добавляют ежемесячные фиксированные выплаты (далее ФВ) в размере 3935 рублей. Данная сумма подлежит ежегодному индексированию. Кроме того, часть граждан получает повышенный сумму ФВ, например, инвалиды, многодетная мать, ветераны.
- Пожилые люди, которые уже получают пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. При этом размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.
Это касается работающих пенсионеров. На них в ПФР продолжают поступать страховые взносы. Часто с таким перерасчетом сталкиваются граждане, которые имеют право на досрочное материальное обеспечение согласно ст.30, т.к. продолжают работать и после обращения за законными выплатами.
До 2021 года стоимость балла увеличивалась каждый год с учетом инфляции. В последней редакции закона действие некоторых положений заморожено. ИПК в 2021 году установлен на уровне 87,24 рублей. Методику расчета стоимости балла закрепляет Постановление Правительства.
Дело все в том, что в России теперь действует система коэффициентов. За каждый отработанный год гражданину будут начислять определенные баллы и коэффициенты. Последних должно быть не менее 30. Только тогда будут выполнены все условия для начисления страховых пенсий обычным гражданам.
ФЗ-400 указывает несколько пунктов, способных уменьшить или увеличить размер страховых начислений населению. О чем конкретно идет речь? На данный момент, исходя из закона, можно сделать вывод, что на выплаты оказывают влияние следующие факторы:
6. Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 3 октября 2021 года N 350-ФЗ.
Следовательно, оспариваемые заявителем положения (в их взаимной связи), допускающие определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица), направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не могут расцениваться как ущемляющие их права.
Законодатель в пункте 9 той же статьи предоставил гражданам, занятым на работах с особыми условиями труда, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 названного Федерального закона , право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи , с применением вместо общего трудового стажа — стажа на соответствующих видах работ.
1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее — государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее — муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
«В стаж не включаются»: Минтруд меняет правила выхода на пенсию
18. Вопрос по новому ФЗ 400 о пенсиях. По п.1.2 ст.8 пенсия может назначаться с 60 лет, если есть стаж 42 года для мужчин. Но по п.9 ст.13 для этой категории не действует правило зачета стажа за периоды до дня вступления в силу этого ФЗ 400, когда, возможно, выполнялась работа, как это действует по п.8 той же ст.13 для всех остальных, у кого нет 42 лет. Например, есть работа в трудовой с 1990 по 2000 гг. Значит, по п.9 ст.13 она в стаж включаться не будет, чтобы гр-н, не дай бог, на 42 года не вышел? То есть, выработать стаж 42 года возможно с 2042 г.?
Это интересно: Когда Уходят На Пенсию Мужчины В России
0,56 (стажевый коэффициент) х 1,2 (коэффициент по зарплате) х 1671 (среднемесячная зарплата по стране с 1 июля по 30 сентября 2001 г.) = 1 122,91 рубль (расчетный размер пенсии), (1122,91 – 450) х 228 = 153 423,48 рублей (расчетный пенсионный капитал). Страховая часть пенсии по состоянию на 1 января 2015 года составит: 153 423,48 / 228 х 5,6148 (суммарный коэффициент индексации) = 3 778,26.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов участия педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) с учетом приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234 «О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»» (далее — приказ Минпросвещения России N 234) и по согласованию с Минтрудом России сообщает.
- Сделать запрос в ПФР, на основании чего заявление об оформлении досрочной пенсии было отклонено.
- Получить ответ с изложением причин.
- Если для подтверждения права льготного выхода на отдых требуются дополнительные документы, подготовить их и подать в Пенсионный фонд.
- Если гражданин считает, что предоставленной документации хватает, а отказ связан с неправильным расчетом трудового стажа или аналогичными причинами, начать готовить исковое заявление в суд.
Работники из списков № 1 и № 2 и страховые взносы
Работник может уволиться по собственному желанию без отработки как только наступает право выхода на пенсию, в том числе и досрочную (п. 3 ст. 80 Трудового кодекса РФ). В этом случае он пишет заявление, например, с таким текстом: «Прошу уволить меня по собственному желанию в связи с выходом на пенсию». При этом работодатель не может требовать предъявление пенсионного удостоверения.
Трудовое и пенсионное законодательство не запрещает работать пенсионерам. Если пенсионер трудоустроился после увольнения, ему следует известить об этом региональное ведомство ПФ. Особенно важно это сделать, если неработающий пенсионер:
- получает федеральную социальную доплату;
- получает компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином;
- проживает в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях) и претендует на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха.
Достижение пенсионного возраста не является причиной увольнения. Нельзя уволить человека только потому, что он достиг определенного возраста. Однако если такой работник должен проходить периодический медицинский осмотр (по условиям труда на своем рабочем месте) и после прохождения осмотра медицинской комиссией будет принято решение о необходимости, например, постоянного перевода этого работника на другое рабочее место, то работодатель (при отсутствии другой подходящей для пенсионера работы) будет вынужден произвести увольнение с выплатой пособия в размере двухнедельного среднего заработка.
Работающие пенсионеры по старости вправе получить отпуск за свой счет не более 14 дней в году в любое удобное для них время (ст. 128 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001, ред. от 05.02.2018).
Если пенсионер является инвалидом или ветераном, он раз в год имеет право на бесплатную путевку в санаторий, а также на другие социальные льготы (ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ).
Пенсионеры могут получить налоговые вычеты (размеры выплат и категории лиц определены в статье 218 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ). Стандартные налоговые вычеты:
- для льготных категорий инвалидов, ветеранов, бывших военнослужащих;
- на несовершеннолетних детей, а также детей до 24 лет, проходящих обучение по очной форме;
- на ребенка-инвалида;
- донорам костного мозга;
- и др.
Также пенсионеры имеют право на имущественные вычеты на строительство и приобретение нового жилья при подтвержденных расходах (п. 1 статьи 220 НК РФ).
Хотя в Пенсионном фонде России четко пояснили, что право на назначение досрочной пенсии можно получить лишь при невозможности трудоустройства. Логично, что невозможность найти работу еще необходимо доказать.
«Подтверждение того, что человек не может трудоустроиться, выдает центр занятости»,- пояснили «РГ» в ПФР. За более подробными разъяснениями «Российская газета» обратилась в Минтруд.
В ведомстве подготовили развернутый ответ. Прежде всего, человек, претендующий на досрочную пенсию, должен иметь страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Если же он трудился на особо опасном, вредном, тяжелом производстве, то он должен выработать не¬обходимый для определенного вида работ стаж.
При этом работодатель, если он не может трудоустроить работника в связи с ликвидацией или сокращением персонала, не обязан хлопотать за назначение тому пенсии. Как уточнили в Минтруде, решение о выдаче безработному гражданину предложения о досрочном назначении пенсии принимается по представлению работника Центра занятости населения, осуществляющего содействие в поиске подходящей работы.
Соответственно, сразу же после увольнения или сокращения нужно зарегистрироваться в качестве безработного в Центре занятости по месту жительства.
Досрочная пенсия – это пенсия, получаемая гражданами России, раньше обычного пенсионного срока, указанного в соответствующих положениях, принятых для ведения учета пенсионеров Федерации и упрощения сопутствующих процедур.
Назначается, такой вид пенсионной ежемесячной поддержки граждан, жителям Федерации, с учетом перечня норм, определенных Законодательными положениями. Главным условием получения досрочных выплат, является работа в трудных условиях, где имеет место угроза жизни или здоровью нанимаемого сотрудника, из-за выполняемой, необходимой обществу и государству деятельности.
Важным нюансом выхода на пенсию досрочно, ранее положенного срока, является, имеющийся у гражданина отработанный, фактический стаж трудовой деятельности, состоящий из двух частей: страховой и реальной, приобретенной в сложных рабочих условиях.
П. 2 ч.
1 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данного определения не содержит.
Перечень введен Постановлением Кабмина СССР №10, приятным еще в 1991 году. Приложения №1 и №2 к данному нормативному документу, именуемые в данном случае Списки перечень производств, работ и профессий, которые признаются в Российской Федерации «тяжелыми условиями».
Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.
Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.
Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:
- по достижению возраста выхода на пенсию;
- по инвалидности;
- по потере кормильца.
Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года.
Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.
В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.
Для тех категорий работников, которые вправе претендовать на досрочную пенсию, данная льгота сохранится, однако фактически выходить на отдых они будут также на 5 лет позже, за исключением тех, кто трудится в опасных для жизни и здоровья условиях.
Указанная выше норма закона устанавливает, что для получения выплат необходимо иметь не менее 15 лет стажа. Однако продолжительность его в переходный период ниже и зависит от года выхода на отдых. В Приложении 3 к закону имеется таблица, где эти параметры прописаны в полном объеме. Так, в 2019 году требуется 10 лет стажа.
Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию.
Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2019 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.
Основания и порядок назначения страховой пенсии инвалидам регламентируются статьей 9 нормативного документа. Так, претендовать на выплату вправе граждане, которые решением МСЭ признаны нетрудоспособными. При этом не имеет значения, какая у гражданина группа инвалидности и что стало ее причиной.
Пенсию по потере кормильца
Статья 10 данного ФЗ содержит в себе довольно внушительный перечень лиц, которые вправе претендовать на пенсию по потере кормильца.
По общему правилу к ним следует отнести иждивенцев умершего гражданина, которые к моменту назначения выплаты не обладают трудоспособностью.
Среди прочих в их число входят:
- несовершеннолетние (дети, внуки, племянники, сестры и братья);
- родители, супруг, бабушка или дедушка;
- иные родственники, осуществляющие уход за ребенком умершего.
Если получатель пенсии достигает совершеннолетия, но при этом является студентом учебного заведения по очной форме обучения, то право на нее у него сохраняется до окончания учебы или до 23 лет.
Разъяснения пенсионного фонда о досрочной пенсии
Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:
- условий получения такого пенсионного обеспечения,
- порядка его начисления и доставки,
- расчёта отчислений из пенсионных выплат,
- непосредственно самих пенсионных сумм.
Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.
Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.
Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.
Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.
Внимание! Ознакомиться с полным текстом закона или же скачать его в формате PDF вы сможете ниже в этой же статье.
Сегодня в поле нашего зрения попадает еще один закон. На этот раз, пожалуй, самый главный для пенсионеров Российской Федерации – Федеральный Закон №400 «О страховых пенсиях».
Напомним, ранее мы писали о ФЗ 173 «О трудовых пенсиях», который сейчас уступает принятому ФЗ 400 по многим пунктам. Поэтому, прежде чем читать 173й, ознакомьтесь с предложенным в этой статье законом.
Как всегда в наших статьях – если у вас появилось какое-то мнение или вопрос касаемо темы статьи – смело пишите в комментариях. Попытаемся разобраться в этом вопросе всем сообществом вместе. Здесь самые обычные люди, никто не подвергнет критике. Стоит упомянуть, что все комментарии находятся на модерации, поэтому сразу после отправки нужно будет немного подождать, пока комментарий не проверят. А пока перейдем к краткой части описания зон действия закона.