Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика расчета УТС по минюсту 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Расчет утраты товарной стоимости автомобиля проводится только лицензированной экспертной организацией. Они могут использовать любую из следующих методик:
- руководящего документа;
- Минюста;
- Хальбгевакса.
Внимание! Перед тем, как запрашивать экспертизу, необходимо определить возраст авто и уровень износа. Если данные параметры превышают требования законодательства, данная процедура будет бессмысленной.
Как осуществляется расчет УТС в 2021 году
Наиболее сложный и редко применяемый метод руководящего документа основан на расчете УТС для каждой поврежденной в аварии детали в отдельности. Вычисления проводят по следующей формуле:
УТС общ. = УТС1 + УТС2 + УТС3 + … + УТСπ
Расшифровка: УТС1 … УТСπ – стоимость ремонта каждой детали по отдельности.
Предварительно необходимо рассчитать стоимость ремонта детали по следующей формуле:
УТСπ = К х СК х СД
Расшифровка:
- УТСπ – цена ремонта одного элемента;
- К – показатель изменения КТС, именно он зависит от возраста и износа;
- СК – объединенный показатель коэффициентов;
- СД – розничная цена поврежденного элемента.
Пример при повреждении бампера:
Расчет по данному методу является наиболее точным и применяется в большинстве случаев. Формула напоминает предыдущую, но имеет существенные уточнения. А именно:
ИВ = ПК/100 х (РС + РСТ)
Расшифровка:
- ИВ – искомые данные;
- ПК – поправочный коэффициент;
- РС – рыночная стоимость с учетом возраста и износа;
- РСТ – полная стоимость ремонта.
При вычислении поправочного коэффициента необходимо учитывать еще несколько дополнительных параметра:
- А = РСТ/РС х 100%.
- В = ОР/ЦЗ х 100%, где ОР – оплата услуг мастеров, ЦЗ – цена запчастей.
Пример расчета УТС авто стоимостью 900000 и возрастом 2 года:
Как при обращении к «страховщикам», так и для взыскания средств через суд, самое важно в полном объеме собрать документы. Основной пакет состоит:
- паспорт;
- водительские права;
- действующий полис ОСАГО;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
- квитанция об оплате экспертизы;
- акт с расчетами экспертной комиссии;
- протокол ГИБДД;
- заявление от автовладельца о возмещении.
Внимание! Профессиональные юристы рекомендуют составлять не менее 4-х экземпляров каждого документа: для страховой компании, в суд, двум участникам ДТП.
Расчеты утс по новой методике 2021
На дорогах нашей страны ездит огромное количество транспортных средств.
Ни для кого не секрет, что во время этого могут случиться различные ситуации, в том числе и ДТП.
Поэтому владелец автомобиля обязательно должен иметь страховку.Любой водитель сталкивался с проблемой, когда при попытке получить страховую выплату, страховщик отказывал в предоставлении выплаты по причине утраты товарной стоимости транспортного средства.
Больше всего с подобной ситуацией сталкиваются владельцы дорогих автомобилей, которые могут потерять в своей стоимости до 30 процентов.
Чтобы не попасть в сложную ситуацию, каждый водитель должен знать, как получить УТС по ОСАГО.
Несмотря на то, что деятельность страховых компаний регулируется законодательством, тем не менее в нем очень много подводных камней, которые дают множество вариантов для лазеек недобросовестным страховщикам.
Как показывает практика, решить вопрос по страховым выплатам можно через суд, однако далеко не все автомобилисты знают, как это сделать.УТС по ОСАГО – это падение стоимости транспортного средства в результате попадания в и выполнения его дальнейшего ремонта.
С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь новая машина стоит значительно дороже той, которая побывала в ДТП, но с другой стороны, владелец автомобиля теряет в сумме денежной компенсации в случае наступления страхового случая.
Несмотря на то, что в 2017 году многие автомобилисты получили хороший опыт борьбы с беспределом страховых компаний посредством судебных разбирательств, тем не менее, неопытные водители часто сталкиваются с различными проблемами при обращении в суд.
Согласно действующему законодательству, компенсации подлежит только полученный в результате аварии, а после выполнения ремонта автомобиля он перестает быть таковым.
Статья 5 закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002г., определяет правила обязательного страхования и указывает на необходимость возмещения реального ущерба автовладельцу в случае оформления ДТП.
Многие страховщики отказывают в выплате возмещения УТС автомобиля по ОСАГО, аргументируя такое решение подпунктом «б» пункта 2 статьи 6 закона № 40-ФЗ, считая снижение товарной стоимости упущенной выгодой. Однако такое утверждение неправомерно.
В пользу автовладельца говорит разъяснение Верховного суда, изложенное в пленарном постановлении № 58 указанной инстанции, принятом в декабре 2021 года.
Документ определяет порядок рассмотрения судебными органами дел по поводу выплат возмещения по ОСАГО в части УТС.
Внимание
П. 29 постановления № 58 прямо подтверждает необходимость причисления утраты товарной стоимости после ДТП к реальному ущербу для автовладельца и указывает на обязательность ее возмещения страховщиком по ОСАГО.
Если размер полученного ущерба превысит максимально возможную сумму выплаты по ОСАГО, пострадавший вправе потребовать возмещения со стороны виновного в происшествии, на основании ст. 1064 и 1072 ГК РФ.
В законодательных актах утеря товарной стоимости определяется, как снижение цены машины из-за повреждения, полученного в ДТП. Такая трактовка УТС даётся в постановлении Верховного суда РФ №58.
Следовательно, два автомобиля одинаковой модели и одного года выпуска будут стоить по-разному, если один из них побывал в аварии, а другой – нет.
Это рыночное правило действует, даже если полученные в аварии повреждения незначительны.
Де-юре, УТС автомобиля относится к реально полученному транспортным средством вреду. Поэтому он подлежит компенсационному возмещению по ОСАГО. Но это правило действует не во всех ситуациях.
Правила возмещения реально полученного ущерба прописаны в ст.5 ФЗ №40 «Об ОСАГО…».
Согласно этому законодательному акту, подобный ущерб подлежит возмещению в соответствии с договором автогражданской ответственности.
Некоторые страховые компании отказываются компенсировать УТС, ошибочно или преднамеренно ссылаясь на ст.2 ФЗ №40. В этом случае они приравнивают УТС к упущенной выгоде.
Однако, ВСРФ в постановлении №58 однозначно указывает на неправомерность подобного истолкования закона. Утрата товарной стоимости автомобиля Верховным судом приравнивается к реальному ущербу. Поэтому, потерпевшая сторона вправе требовать компенсации, в соответствии со ст.1064 и ст.1072 Гражданского законодательства.
Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.
Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:
- Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
- Составить заявление установленного образца.
- Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
- Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
- Предоставить машину для осмотра экспертов.
- После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
- После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
- Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
- На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.
Как рассчитать возмещение УТС по ОСАГО? По какой методике? Образец заявления
Обязательное условие для получения выплат по возмещению УТС – подача заявления и комплекта документаций. Подавать их вовсе не обязательно вместе с основным требованием о возмещении вреда по ОСАГО. Законодательство устанавливает для этого срок в 3 года со дня попадания машины в ДТП.
Заявление пишется в свободном виде, либо на специальном бланке, либо на стандартном листе А-4. В нём указываются реквизиты для перечисления страховщиком денежной суммы. Также автовладелец может потребовать выплатить возмещение в наличной форме, получив его из кассы компании.
Пакет документов, необходимых к подаче вместе с заявлением:
- Справки и копии протоколов из ГИБДД об обстоятельствах произошедшей аварии.
- Паспорт собственника ТС.
- ПТС и СОР автомобиля.
- Действующий полис ОСАГО.
- Карта диагностического осмотра.
- Акт оценочной экспертизы машины.
- Чек об оплате экспертизы.
Для этого необходимо удовлетворять следующим условиям: При обращении в страховую в первую очередь необходимо попробовать договориться мирно, руководствуясь следующими шагами: Обычно суды, на основании сложившейся практики и постановления Верховного Суда, встают на сторону владельца автомобиля и обязывают компании выплатить сумму УТС и понесенные страхователем судебные издержки. Расчет возмещения по этой методике производится с помощью специальных калькуляторов на основе следующих показателей:
Следовательно, зачастую лица, которые стали потерпевшей стороной забывают об одном очень важном нюансе – утере товарной стоимости ТС. Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО Абзац 1 статьи 29 Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2021 года № 2: То есть, другими словами, не что иное, как снижение стоимости авто после ДТП. Согласитесь, ведь не каждый захочет купить битую машину.
Утрата товарной стоимости будет рассчитываться для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость ремонта отдельных элементов кузова, полная или частичная окраска его поверхности, замена рамы, полная разборка салона автомобиля или его части, говорится в документе. Для легковых автомобилей, износ которых превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации, УТС возмещаться не будет. Величина УТС будет определяться для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов УТС.
Еще одним камнем преткновения стала Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденная Центробанком. Этот документ устанавливает правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО, в частности порядок определения износа деталей и стоимости автомобиля до повреждения. Выплаты осуществляются с учетом степени износа.
«При определении величины утраты товарной стоимости (УТС) транспортного средства в результате повреждения и последующих ремонтных воздействий в основном применяются две методики. Данные методики изложены в «РД 37.009.
015-98 с изменениями 1,2,3,4,5,6, т.д.» и «Исследовании автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методическое руководство для судебных экспертов. – М.2008».
Какую из методик корректно использовать для расчета?»
В настоящее время единственным утвержденным документом, в котором прописан порядок (метод) расчёта УТС, является Методическое руководство Минюста 2001 года. Отметим, что порядок (метод) расчета, изложенные в Методическом руководстве Минюста 2001 года и Методика Минюста 2008 года, принципиально ничем не отличаются.
Метод Хальбгевакса широко используется в европейских странах, так как по сравнению с предыдущим способом является более простым.
Российские эксперты считают, что полученные результаты не соответствуют действительности, так как учитывают исключительно общие показатели.
Методика Хальбгевакса преимущественно используется для расчета УТС на автомашины, отвечающие следующим характеристикам:
возраст автомобиля отечественного производства | не более 3 лет |
возраст авто иностранного производства | не более 5 лет |
пробег отечественного авто | до 50 тыс. км |
пробег иностранного авто | до 100 тыс. км |
Расчет утраченной товарной стоимости осуществляется по следующей формуле:
, где
К | максимальный коэффициент утраты первоначальной стоимости автотранспортного средства |
ЦР | рыночная стоимость автомашины, определенная с учетом износа деталей |
СО | полная стоимость восстановительного ремонта |
Значение коэффициента, требуемого для расчета утраченной стоимости движимого имущества, определяется в соответствии с дополнительно вычисленными показателями, зависящими от стоимости запасных частей и материалов (СМ), а так же стоимости ремонтных работ (СР):
- Параметр А:
- Параметр В:
Определять утраченную стоимость целесообразно, если:
- параметр А больше 10, но менее 90. Если стоимость ремонта полученных повреждений существенно ниже стоимости авто, то и сумма УТС будет минимальной, что не оправдает затраты на определение параметра и прохождение экспертизы;
Если стоимость ремонта составляет более 90% стоимости автомобиля, то целесообразнее получить страховое возмещение по риску «полная гибель».
- параметр В больше 40, то есть стоимость материалов и агрегатов меньше стоимости выполненных работ.
Окончательной значение коэффициента К определяется по таблице:
Например, стоимость автомашины на момент аварии составляет 500 000 рублей (ЦР), а ее возраст 2 года.
Самым сложным с точки зрения математики является расчет по методу руководящего документа.
Суть данной методики заключается в том, что общая сумма утраты товарной стоимости автомобиля состоит их утраты стоимости отдельных элементов, которые были повреждены в ходе дорожного происшествия или иного страхового случая и подлежат ремонту.
Порядок выполнения расчет следующий:
У общ = У1+У2+У3+…+Уn, где
У1…Уn – это стоимость ремонта отдельных элементов, поврежденных при страховом случае.
Показатели У1…Уn так же рассчитываются по отдельной формуле:
, где
К 1 и К2 | коэффициенты, которые зависят от характера и способа проведения ремонтных работ и степени износа детали, требующей ремонта (расчет износа для УТС производится отдельно по иным методикам) |
Цi | цена детали, подвергающейся ремонту |
m | количество одинаковых деталей, требующих ремонта |
Как правило, расчет по методу руководящего документа носит исключительно справочный характер, так как произвести расчет и проверить его точность достаточно сложно, а не проверенный расчет нельзя использовать в качестве основного доказательства.
Выплата утраты товарной стоимости предусмотрена любыми страховыми договорами и ОСАГО, и КАСКО, при этом не зависимо от вида страхового полиса, расчетные методики по определению размера параметра одинаковы.
Владелец движимого имущества так же может получить утрату стоимости поврежденного автомобиля с виновника аварии, но только в судебном порядке.
И в данной ситуации расчет размера выплаты будет производиться по одной из указанных методик.
Страховщики с самого начала были против компенсации УТС в ОСАГО, поскольку в законе об ОСАГО нет прямого указания на необходимость оплачивать утрату товарной стоимости Центробанк вчера опубликовал проект методики расчета УТС, которой обязаны будут следовать все автостраховщики. Единую методику ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды, отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Утеря товарной (УТС) автомобиля это не какой-то бонус и далеко не моральный вред за участие в ДТП, это уменьшение цены машины потерпевшего из-за его участия в ДТП, а, точнее, из-за восстановления и ремонта машины, ведь ремонт машины как таковой означает уменьшение её долговечности, и любой ремонт, соответственно, уменьшает цену на автомобиль на определённую величину.
UTC – УНИВЕРСАЛЬНОЕ КООРДИНИРОВАННОЕ ВРЕМЯ
3. Результаты расчетов по любой из представленных методик рекомендуется всегда дополнительно проверить на соответствие существующим рыночным данным и разуму. Проводя анализ рынка можно разобраться в уровне (порядке), на который понижается стоимость транспорта после ремонта, а также осознать целесообразность выполнения данных ремонтных работ. Таким образом, отказаться от применения одной из методик выполнения расчетов УТС и обосновать это можно, соотнеся результаты расчетов с наличествующими рыночными данными.
Методика НАМИ с изменениями 1-6 базируется на методике расчета УТС, которая изначально была разработана Эрнстом Хальбгеваксом, являющимся немецким инженером, для автотранспорта, произведенного заграницей, а не в России. Однако, в данном издании изложена самая последняя редакция методики Хальбгевакса, которая уже может применяться для расчетов УТС автотранспорта как отечественного, так и иностранного выпуска.
Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.
Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.
Чтобы узнать, что такое УТС достаточно лишь вчитаться в его расшифровку.
УТС – утрата товарной стоимости. Означает причинение ущерба деталям, защитным поверхностям, замену узловых соединений и иных деталей, связанных с транспортным средством полученные в ходе ремонта или дорожного происшествия, в следствии чего автомобиль теряет свой внешний вид или товарную стоимость.
Схожее определение было указано в постановлении Верховного Суда РФ от 24.07.2007г. №ГКПИ07-658. Данное постановление обозначает ущерб, который относят к страховым инцидентам.
Объясняя простыми словами, утрата товарной стоимости – снижение качества транспортного средства, а также его внешнего вида.
В случае понижения рыночной стоимости автомобиля, а также в случае ДТП или отсутствия его виновника, суд предлагает страховой компании включить расчеты по УТС в свои выплаты по полису КАСКО.
Обычно адвокаты работают по статьям: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 Гражданского Кодекса, ознакомившись с которыми можно понять, что УТС является реальным ущербом, который в обязательном порядке необходимо рассчитывать и вносить в страховые выплаты.
Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
п.2 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»
Страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
Страховая выплата за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего осуществляется страховщиком на основании документов, выданных уполномоченными на то сотрудниками полиции и подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных медицинскими организациями, которые оказали потерпевшему медицинскую помощь в связи со страховым случаем, с указанием характера и степени повреждения здоровья потерпевшего. Размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего определяется в соответствии с нормативами и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона. Информация о номере страхового полиса и наименовании страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность владельца транспортного средства, виновного в дорожно-транспортном происшествии, сообщается пешеходу, пострадавшему в таком дорожно-транспортном происшествии, или его представителю в день обращения в отделение полиции, сотрудники которого оформляли документы о таком дорожно-транспортном происшествии.
И вот практически в 2020 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.
Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.
Рекомендуем прочесть: Могут Ли Отобрать Землю У Многодетной Семьи
Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:
МР2020 не оспаривает саму возможность получения УТС и в принципе не является нормативно-правовым или законодательным актом. О необходимости компенсации УТС говорится во многих решениях ВС РФ. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации под номером 2 от 2020 года «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС» говорится, что такая выплата должна осуществляться и на это имеется гарантия договора. В п. 37 ППВС РФ 58 от 26.12.17 также оговаривается необходимость возмещения УТС.
Еще почитать: Документы необходимые для продажи квартиры в 2020 году через мфц
Внимание Утратой товарной стоимости по ОСАГО называют разницу между ценой на машину до аварии и после восстановления, с устранением полученных в ДТП повреждений. Любой, даже самый качественный ремонт не способен устранить дефекты бесследно, а это повлияет на стоимость машины в случае продажи. Именно поэтому владельцу авто очень важно получить соответствующую компенсацию от страховой компании.
Согласно ст. 7.1 методических рекомендаций судебным экспертам, выполняющим работы по обследованию автомашин с целью определения суммы ущерба, принятым в июле 2013 года, выплата компенсации при утрате товарной стоимости транспортного средства по ОСАГО в 2020 году возможна только при соблюдении следующих условий:
- автомобиль зарубежного производства не должен быть старше пяти лет, отечественного – трех;
- уровень износа машины – до тридцати пяти процентов;
- возмещение выплачивается, если авария была первой для авто;
- автовладелец не должен быть виновен в происшествии;
- компенсация УТС вместе с остальными выплатами по страховке не может превышать максимально возможной страховой суммы;
- у пострадавшего должен быть действующий договор автостраховки ОСАГО;
К сведению
Возмещение по КАСКО подлежит выплате, если обратное условие не прописано в договоре.
Если ситуация не соответствует вышеперечисленным критериям, УТС не компенсируется.
Хотя законодательство и обязывает страховые компании компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, на деле с получением подобных выплат нередко возникают проблемы. Зачастую страховщики затягивают начисление компенсаций или отказываются возмещать ущерб.
В 2021 году автолюбитель должен подать страховой компании соответствующее заявление. В случае отказа вопрос придется решать в судебном порядке, как в большинстве случаев и происходит.
Сумма УТС = (рыночная стоимость ТС до УТС) х (индивидуальный коэффициент, рассчитываемый экспертами) / 100.
Основные коэффициенты по УТС уже рассчитаны и сведены в единую таблицу, которая является приложением к методике расчета данным способом.
Например, УТС ТС произошла вследствие необходимости замены рамки радиатора. Коэффициент в этом случае равен 0,5. Стоимость машины до УТС = 1000000 руб. Следовательно, сумма УТС = 1000000 х 0,5 / 100 = 5000 (руб.)
Для расчета нужны такие исходные данные:
- цена нового ТС (ЦН);
- рыночная цена подержанного ТС (ЦР);
- период, прошедший с даты выпуска ТС в месяцах;
- общая сумма ремонта (СО);
- стоимость ремонтных работ (СР);
- общая сумма, необходимая на покупку материалов и запчастей (СМ).
Сначала вычисляется коэффициент относительной стоимости ремонт: А = (СО / ЦР) х 100 %. Затем рассчитывается коэффициент соотношения стоимости работ к стоимости материалов: В = (СР / СМ) х 100 %.
Сумма УТС = (К / 100) х (ЦР СО).
Принцип метода заключается в арифметическом сложении УТС каждого отдельного элемента поврежденного ТС.
Из-за утраты товарной стоимости автомобиля, владелец не сможет продать его дорого, следовательно, потеряет около 20-30%. Но подавать заявление на УТС разрешено не всем владельцам автомобилей. Значит, чтобы обратиться в страховую компанию, где подсчитают определенный коэффициент в целях расчета компенсации нужно подходить по определенным условиям.
Так УТС по ОСАГО может получить исключительно:
- Потерпевшая сторона в автокатастрофе;
- Автомобиль, восстановленный из-за ДТП на сумму не более 400 тыс. рублей;
- Машина не старше трех лет российских марок;
- Иномарка не старше пяти лет;
- Автокатастрофа произошла впервые и износ ТС не превышает 35%.
Водителю, имеющему штрафы ГИБДД, участвующего в авариях ранее, эксплуатирующего транспортное средство с целью перевозки пассажиров или автомобиль старше 5 лет, то возмещение УТС не положено.
Прежде, чем требовать от компании выплаты необходимо понимать, что не все виды транспорта и их владельцы подходят. Защитившись по Каско в 2021 году, на возмещение потерянной выгоды вы также вправе рассчитывать, как и защищаясь лишь по ОСАГО. Но, являясь виновником автокатастрофы и застраховавшись исключительно по обязательному полису, то требовать УТС с СК бесполезно.
Будучи потерпевшим, вам могут отказать в выплате потерянной выгоды по причине превышения суммы установленного лимита. Но в подобных случаях, непокрытую сумму разрешено требовать с инициатора ДТП.
Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:
- обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
- написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
- предъявить автомобиль к экспертизе;
- после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
- обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
- когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
- в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.
Кроме перечисленного, в 2021 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.
ВАЖНО
Подача иска должна последовать, только если руководство СК не согласилось с предлагаемыми требованиями.
Повреждение автомобиля при ДТП с необходимостью влечет за собой снижение его стоимости при дальнейшей продаже, в независимости от того, будет произведен ремонт машины или нет Существует ли возможность компенсировать потери в стоимости автотранспортного средства?
Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете
Для легковых автомобилей, износ которых превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации, УТС возмещаться не будет. Величина УТС будет определяться для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов УТС.Еще одним камнем преткновения стала Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденная Центробанком.
Обратите внимание
Если документ подается лично, то в этом случае нужно, чтобы лицо, принявшее заявление, на втором экземпляре поставило отметку о принятии, дату и личную подпись с расшифровкой. Если заявление пересылается почтой, то нужно составить опись вложения и воспользоваться опцией Почты России «Уведомление о вручении отправления адресату».
- обратиться к независимому оценщику для выдачи заключения о степени потери УТС;
- подать заявление о возмещении УТС в свою страховую компанию. Документ должен быть оформлен в 2 экземплярах и содержать следующую информацию: сведения о страхователе: ФИО, реквизиты договора страхования;
- сведения о событии, повлекшем УТС,
- требование о возмещении УТС с указанием суммы ущерба, рассчитанной независимым оценщиком,
- реквизиты счета страхователя в банке для перечисления суммы возмещения,
- перечень прилагаемых документов,
- личную подпись и дату составления заявления;
- копию страхового договора,
- лично,
На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2018, N 1, ст. 32) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее — Методика).
Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют размер восстановительных расходов, стоимость транспортного средства, стоимость годных остатков при полной гибели транспортного средства, утрату товарной стоимости (далее — УТС) транспортного средства и выплачивают страховое возмещение в соответствии Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства, стоимость транспортного средства, стоимость годных остатков при полной гибели транспортного средства, УТС транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
1.1. Идентификация транспортного средства проводится с целью установления соответствия:
идентификационного номера транспортного средства (VIN);
номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины) и их соответствие сведениям, указанным в представленных документах (паспорт транспортного средства, регистрационные документы, документы о дорожно-транспортном происшествии);
типа, марки, модели, даты (год) изготовления транспортного средства (или его комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
типа коробки передач (АКПП, МКПП);
цвета и типа лакокрасочного покрытия;
основных технических характеристик и комплектации транспортного средства;
В случае если в процессе идентификации установлено несоответствие идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), содержащимся в представленных документах или обнаружены следы изменений, эксперт-техник должен отдельно указать на это обстоятельство в акте осмотра и экспертном заключении.
Первичное установление наличия и характера повреждений, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, производится во время осмотра транспортного средства.
Результаты осмотра транспортного средства фиксируются актом осмотра. Акт осмотра должен включать в себя следующие сведения:
основание для проведения осмотра;
дата осмотра (в том числе время начала и окончания проведения осмотра);
место и условия проведения осмотра;
данные регистрационных документов транспортного средства;
сведения о владельце транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица);
сведения о соответствии (несоответствии) идентификационных характеристик и параметров транспортного средства информации, содержащейся в регистрационных документах;
дата повреждения транспортного средства;
информация о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации;
дата изготовления (выпуска) транспортного средства;
дата начала эксплуатации транспортного средства;
сведения о комплектации транспортного средства;
информация о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения);
информация о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях аварийного характера, не относящихся к заявляемому событию, следах ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы;
данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков;
информация о возможных скрытых повреждениях (повреждения, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования) с указанием примерного места расположения и характера повреждений;
информация о пробах и элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования);
фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства;
фамилии, имена, отчества (при наличии), замечания и подписи лиц, присутствовавших на осмотре;
дата составления акта осмотра.
Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Фотографирование поврежденного транспортного средства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к настоящей Методике. Фотоматериалы оформляются на бумажном носителе и в электронной форме в графическом формате (pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif). Дополнительным приложением к акту осмотра является видеоматериал.
1.2. При первичном осмотре повреждения транспортного средства фиксируются по результатам внешнего осмотра органолептическим методом, без проведения демонтажных работ.
В случае необходимости при первичном осмотре применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с технической документацией и инструкциями по эксплуатации и применению указанных технических средств и оборудования, а также проведение демонтажных работ.
C целью определения причин повреждений узлов, агрегатов, систем пассивной и активной безопасности, мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами транспортного средства и их соответствия заявленным обстоятельствам применяются инструментальные методы с использованием диагностического оборудования.
1.3. В случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если транспортное средство находится в отдаленном или труднодоступном месте), установление повреждений допускается без непосредственного осмотра транспортного средства с их последующим указанием в экспертном заключении — на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов, дополнением может служить видеоматериал), при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика. В указанном случае в материалах по определению расходов на восстановительный ремонт в обязательном порядке должно быть указано, что транспортное средство не осматривалось (с указанием причин), а определение повреждений проводилось по представленным материалам (документам), с указанием их перечня и источника получения, полным описанием процедуры установления повреждений и их причин в экспертном заключении.
2.1. В рамках исследования устанавливается возможность или невозможность получения транспортным средством потерпевшего повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных компетентными органами, и в иных документах, содержащих информацию относительно указанных обстоятельств.
2.2. Установление обстоятельств и причин образования повреждений транспортного средства основывается на:
сопоставлении повреждений транспортного средства потерпевшего с повреждениями транспортных средств иных участников дорожно-транспортного происшествия;
сопоставлении повреждений транспортного средства потерпевшего с иными объектами (при их наличии), с которыми оно контактировало после взаимодействия с транспортным средством виновника в дорожно-транспортном происшествии;
анализе сведений, зафиксированных в документах о дорожно-транспортном происшествии: извещении о страховом случае, протоколе об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении, объяснениях участников дорожно-транспортного происшествия и так далее, их сравнении с повреждениями, зафиксированными при осмотре транспортного средства.
2.3. Проверка взаимосвязанности повреждений на транспортном средстве потерпевшего и на транспортном средстве виновника проводится с использованием методов транспортной трасологии.
2.4. При исследовании причинно-следственных связей между фактом дорожно-транспортного происшествия и техническим повреждением транспортного средства могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.).
«Секретная» методика Минюста и отказ в компенсации УТС
3.1. Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия.
3.2. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется в отношении повреждений транспортного средства, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.
3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов), соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.
3.4. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа.
Размер расходов на восстановительный ремонт определяется исходя из стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости, используемых в процессе восстановления транспортного средства деталей (узлов, агрегатов) и материалов взамен поврежденных.
Размер расходов по восстановлению поврежденного транспортного средства определяется без учета дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства.
5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) поврежденного транспортного средства, исправные, и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых предлагается в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:
комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, должны находиться в работоспособном состоянии;
комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования). К таким изменениям не относятся отверстия, следы среза и иные технологические следы, не препятствующие установке изделия и не ухудшающие его внешнего вида и эксплуатационных качеств.
К годным остаткам могут быть отнесены:
рама (подрамники), навесные составные части кузова в сборе: капот, двери, крышка багажника (дверь задка), детали оперения (крылья съемные), а также бамперы (передний и задний), стекло проемов окон;
составные части привода и ходовой части (двигатель, коробка передач, мосты и т.д.) транспортного средства;
шины пневматические в комплекте на два или четыре колеса, эксплуатация которых допускается действующими нормами и правилами, колёса в сборе;
приборы и оборудование транспортного средства.
Узлы, агрегаты, приборы и оборудование следует считать работоспособными при выполнении нижеперечисленных условий, если иное не будет установлено их диагностикой или дефектовкой:
они расположены вне зоны аварийного контакта;
они не имеют следов аварийного контакта и ремонтных воздействий;
отсутствуют признаки технической неисправности или неработоспособности, например, в виде подтеков рабочих жидкостей, ощутимых недопустимых люфтов в соединении.
К годным остаткам не могут быть отнесены составные части:
демонтаж которых требует работ, связанных с применением газосварочного и электродугового резания, а также работ изменяющих размеры составной части в результате демонтажа;
имеющие изменения конструкции, формы, нарушения целостности, не предусмотренные изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);
подвергавшиеся ранее ремонтным воздействиям (например, правке, рихтовке, шпатлеванию и т.д.);
влияющие на безопасность дорожного движения. Номенклатура таких составных частей приведена в приложении 7 Единой методики.
имеющие коррозионные повреждения;
требующие ремонта.
Стоимость годных остатков не определяется, если транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.
5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.
5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков. В отсутствие специализированных торгов допускается применение расчетных методов: использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится в соответствии с требованиями глав 2, 3, 4 настоящей Методики.
5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:
транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в срок, не превышающий 15 дней;
транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.
Расчетные методы применяются при условии невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.
6.1. При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта, о полной гибели и величине стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия равной средней стоимости аналога (ближайшее по конструкции, функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, а также потребительским свойствам, транспортное средство) на указанную дату по данным имеющихся информационно-справочных материалов (справочников, калькуляторов и т.п.), содержащих сведения о средней стоимости транспортного средства, прямая адресная ссылка на которые должна присутствовать в экспертном заключении. Сравнению подлежат стоимость восстановительного ремонта, с нулевым значением износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, и средняя стоимость аналога транспортного средства. Проведение восстановительного ремонта признается нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия (стоимость аналога).
6.2. В случае отсутствия указанных информационно-справочных материалов производится расчет стоимости аналога с применением соответствующих методов (подходов, методик), принятых в иных отраслях деятельности.
6.3. При определении стоимости транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения годных остатков, в случаях, когда на транспортном средстве ранее производилась замена кузова, действительную стоимость следует определять исходя из фактической даты выпуска кузова, определяемой по идентификационному номеру (VIN) или номеру кузова транспортного средства по записям в паспорте транспортного средства и в регистрационных документах. Если дату выпуска кузова установить невозможно, то дату выпуска следует принимать на начало периода производства кузова.
7.1. Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства формируются в виде электронных баз данных (далее вместе — Справочники, по отдельности — Справочник).
Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).
Под экономическим регионом в настоящей Методике понимается субъект Российской Федерации.
7.2. Справочники формируются исходя из следующих подходов и принципов.
7.2.1. В отношении запасных частей исследование в части формирования Справочника включает в себя следующие обязательные этапы:
формирование номенклатуры запасных частей и установления номеров взаимозаменяемых деталей разных изготовителей;
определение сертифицированной запасной части, используемой в качестве аналога «оригинальной» запасной части в Справочнике;
исследование стоимостной информации (базовых цен) на запасные части;
исследование средних цен на запасные части и определение поправочного коэффициента;
установление цен в проекте Справочника;
корректировка цен на запасные части в проекте Справочника по результатам анализа поступивших замечаний и предложений.
7.2.1.1. При формировании номенклатуры запасных частей профессиональное объединение страховщиков использует данные о номерах запасных частей, содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, кросс-таблицах изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей и прайс-листах торговых организаций, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации.
Марка транспортного средства включается в номенклатуру запасных частей, если число договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным в отношении данной марки транспортного средства, за предшествующий год, составляет не менее 15 000 (пятнадцати тысяч). Обрабатывается информация по всем ценам на запасные части на модели транспортных средств, содержащихся в прайс-листах торговых организаций (официальных дилеров, изготовителей транспортных средств).
Номенклатура запасных частей формируется для каждой марки транспортного средства и включает в себя номера «оригинальных» (составные части конструкции транспортного средства, имеющие упаковку, торговое обозначение изготовителя и установленный им идентификационный номер, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации) запасных частей, номера сертифицированных (не имеющие упаковки, торгового обозначения изготовителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера) запасных частей, соответствующих «оригинальным» запасным частям изготовителей транспортных средств и наименованиям изготовителей запасных частей.
7.2.1.2. Для установления взаимозаменяемости «оригинальных» и сертифицированных запасных частей используется информация от изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей (кросс-таблиц).
7.2.1.3. Сбор информации о базовых ценах на запасные части проводится по следующим источникам:
прайс-листы изготовителей транспортных средств (максимальные цены перепродажи);
прайс-листы официальных дилеров (организации, уполномоченные организацией-изготовителем транспортных средств на реализацию ее продукции) (розничные цены дилеров);
прайс-листы торговых организаций, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации, содержащих не менее ста тысяч позиций запасных частей.
Номера запасных частей, для которых отсутствует стоимостная информация, исключаются из номенклатуры запасных частей. Также при сборе информации не учитываются цены на сертифицированные запасные части, превышающие цены на соответствующие «оригинальные» запасные части, и цены на сертифицированные запасные части цена которых составляет менее 30 процентов минимальной цены «оригинальной» запасной части, а также цены на уцененные запчасти или продаваемые по ограниченным по срокам рекламным акциям.
Для каждой «оригинальной» запасной части из перечня аналогичных сертифицированных запасных частей, находящихся в номенклатуре запасных частей, подбирается сертифицированная запасная часть с наименьшей (минимальной) ценой. Номера и цены сертифицированных запасных частей с более высокой ценой и цены на «оригинальные» запасные части, к которым подобрана аналогичная сертифицированная запасная часть, исключаются из номенклатуры запасных частей.
Под базовой ценой на «оригинальную» запасную часть понимается максимальная цена перепродажи, установленная изготовителем транспортного средства. При отсутствии максимальной цены перепродажи под базовой ценой на запасную часть понимается розничная цена дилера. При отсутствии максимальной цены перепродажи и розничной цены дилера — максимальная цена из прайс-листов торговых организаций, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации, содержащих не менее ста тысяч позиций запасных частей.
7.2.1.4. Для каждого сочетания «марка транспортного средства — источник цен» формируется перечень запасных частей, отсортированный по базовым ценам на запасные части в порядке возрастания.
Каждый из сформированных перечней запасных частей разбивается на 10 равных по количе��тву запасных частей групп. В каждой группе определяются 3 запасные части для установления поправочного коэффициента. В выборку из 3 запасных частей включаются запасные части с установленной:
минимальной ценой;
ценой соответствующей середине вариационного ряда;
максимальной ценой.
По этому методу расчета УТС в 2021 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Если страховая компания отказывается возмещать УТС по ОСАГО, в 2021 году автовладельцу необходимо обращаться с исковым заявлением в судебную инстанцию по месту расположения СК. Обращение должно содержать следующие данные:
- наименование органа, куда подается иск, с указанием фамилии и инициалов руководителя;
- персональные сведения ходатайствующего;
- описание обстоятельств дела с учетом попытки досудебного решения вопроса;
- нормативные ссылки, подтверждающие правомерность обращения;
- требования, предъявляемые заявителем;
- перечень приложенных документов.
Учитывая требования отечественного законодательства, судебные органы в подавляющем большинстве рассмотрений подобных дел становятся на сторону заявителя, удовлетворяя требования по взысканию компенсации УТС со стороны виновного в ДТП или страховщика. Отрицательное решение возможно, если не соблюдены условия, допускающие выплату возмещения, либо заявителем не в полном объеме представлена необходимая документация и доказательная база.
Новые правила расчета утраты товарной стоимости по ОСАГО
Как видим из представленного материала, в 2021 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2021 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Внимание Утратой товарной стоимости по ОСАГО называют разницу между ценой на машину до аварии и после восстановления, с устранением полученных в ДТП повреждений. Любой, даже самый качественный ремонт не способен устранить дефекты бесследно, а это повлияет на стоимость машины в случае продажи. Именно поэтому владельцу авто очень важно получить соответствующую компенсацию от страховой компании.
Согласно ст. 7.1 методических рекомендаций судебным экспертам, выполняющим работы по обследованию автомашин с целью определения суммы ущерба, принятым в июле 2013 года, выплата компенсации при утрате товарной стоимости транспортного средства по ОСАГО в 2020 году возможна только при соблюдении следующих условий:
- автомобиль зарубежного производства не должен быть старше пяти лет, отечественного – трех;
- уровень износа машины – до тридцати пяти процентов;
- возмещение выплачивается, если авария была первой для авто;
- автовладелец не должен быть виновен в происшествии;
- компенсация УТС вместе с остальными выплатами по страховке не может превышать максимально возможной страховой суммы;
- у пострадавшего должен быть действующий договор автостраховки ОСАГО;
К сведению
Возмещение по КАСКО подлежит выплате, если обратное условие не прописано в договоре.
Если ситуация не соответствует вышеперечисленным критериям, УТС не компенсируется.
Хотя законодательство и обязывает страховые компании компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, на деле с получением подобных выплат нередко возникают проблемы. Зачастую страховщики затягивают начисление компенсаций или отказываются возмещать ущерб.
В 2021 году автолюбитель должен подать страховой компании соответствующее заявление. В случае отказа вопрос придется решать в судебном порядке, как в большинстве случаев и происходит.
Унифицированной формы бланка заявления в страховую компанию на возмещение утраты товарной стоимости по ОСАГО в 2021 году не предусмотрено. Страховые компании могут использовать собственные образцы подобных ходатайств. Главное требование – соответствие нормам делопроизводства. Заявление на возмещение УТС составляется с указанием следующей информации:
- адресата ходатайства с указанием наименования структуры, должности, ФИО (справа, вверху);
- данных заявителя;
- обстоятельств обращения со ссылками на подтверждающую документацию;
- сведений об авто и его расчетной стоимости после восстановления;
- размеров взыскиваемой УТС на основании заключений независимых экспертов;
- банковских реквизитов счета, куда необходимо перечислить средства;
- перечня прилагаемых бумаг.
В завершение обращения заявитель должен расписаться с указанием расшифровки ФИО и текущей даты. Образец заявления представлен здесь.
Необходимость взыскания УТР с виновника ДТП в 2021 году возникает, если сумма страховки по ОСАГО не покрывает в полном размере суммы ущерба автомобилю с учетом указанной компенсации. В этом случае пострадавший вправе обратиться с судебным иском, в порядке, аналогичном указанному выше, с той лишь разницей, что в роли ответчика будет выступать нарушитель.
Взыскание УТС по КАСКО аналогично с ситуацией для ОСАГО. Один немаловажный момент – если в страховом договоре предусмотрен пункт, исключающий подобные выплаты, автовладелец не получит указанной компенсации.
Если такое ограничение отсутствует, вначале пишется заявление рассмотренного выше образца в страховую компанию, сопровождаемое необходимой документацией. В случае отказа СК возмещать ущерб по УТС, подается иск в судебную инстанцию.
Возмещение УТС страховой фирмой возможно только при наличии определенных условий:
- УТС произошла в результате ДТП или иного обстоятельства, например, ремонта, падения дерева и т. д., являющегося страховым случаем по договору КАСКО;
- возраст ТС: отечественного автопрома не старше 3 лет,
- иностранного – не старше 5 лет;
- отечественное авто – не более 35 %,
- российское авто – не больше 50000 км,
При этом нужно обратить внимание, нет ли в страховом договоре пункта о том, что СК не обязана компенсировать УТС. Если такой пункт указан, то требовать проведения выплат не имеет смысла.
Сумму, подлежащую возмещению по УТС, можно рассчитать самостоятельно. Существует 3 способа, проанализируем каждый из них.
Для расчета нужны такие исходные данные:
- цена нового ТС (ЦН);
- рыночная цена подержанного ТС (ЦР);
- период, прошедший с даты выпуска ТС в месяцах;
- общая сумма ремонта (СО);
- стоимость ремонтных работ (СР);
- общая сумма, необходимая на покупку материалов и запчастей (СМ).
Сначала вычисляется коэффициент относительной стоимости ремонт: А = (СО / ЦР) х 100 %. Затем рассчитывается коэффициент соотношения стоимости работ к стоимости материалов: В = (СР / СМ) х 100 %.
Сумма УТС = (К / 100) х (ЦР СО).
Принцип метода заключается в арифметическом сложении УТС каждого отдельного элемента поврежденного ТС.
Владельцы транспорта вправе использовать калькулятор товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2021 года, но полную стоимость так узнать не получится. За полноценным расчётом надо обращаться к независимым экспертам, так как онлайн калькулятор УТС даст вам предположительную цену. А с подобным расчетом требовать взыскание нет смысла.
Значит, рассчитывается УТС лишь специалистами оценщиками. Самостоятельно посчитать и учесть данные, которые влияют на размер компенсации очень сложно. Эксперты используют в целях расчета размера УТС в зависимости от рыночной стоимости, специальные методики, требующие не только познаний в математике, но и особых критериев, используемых в оценке.
Выделяют несколько основных методик применимых с целью расчета, а именно:
- Минюста;
- Хальбгевакса;
- Руководящего документа.
Эксперты используют их все. Но чаще работают по методике Минюста, поскольку ее предпочитают судебные органы.
Какой бы надежной ни была ваша страховая компания, каким бы ни был размер покрытия, причиненного вашему имуществу ущерба, участие в ДТП все равно крайне нежелательно. Да, вы можете быть уверенным в том, что ваш автомобиль полностью отремонтируют и он будет выглядеть, как новенький. Но он уже совсем не новенький, а битый, крашеный, поведенный.
Если такое ограничение отсутствует, вначале пишется заявление рассмотренного выше образца в страховую компанию, сопровождаемое необходимой документацией. За основу настоящих Рекомендаций принято Методическое руководство [3], разработанное в 2007 году (его действие заканчивается одновременно с изданием нового), в которое внесены существенные изменения и дополнения.
Из-за утраты товарной стоимости автомобиля, владелец не сможет продать его дорого, следовательно, потеряет около 20-30%. Но подавать заявление на УТС разрешено не всем владельцам автомобилей. Значит, чтобы обратиться в страховую компанию, где подсчитают определенный коэффициент в целях расчета компенсации нужно подходить по определенным условиям.